Другие статьи

 
 
   ЧТО ТАКОЕ МОТОКРОСС?
   Мотокросс (иногда сокращают как MX или MotoX) - стиль катания на мотоцикле или квадроцикле по бездорожью или специальным закольцованым трассам. Мотокросс считается самым популярным мото-спортом в мире. Мотокросс начал набирать популярность из Франции, где раньше назывался Скрэмблинг, однако изобретен был в Великобритании. Первая в мире гонка по мотокроссу прошла в Кэмберли в 1924 г. Название "Мотокросс" сложилось из слов "Motorcycle" (англ. "мотоцикл") и "Cross Country" (англ. "пресеченная местность"). Постепенно название стали сокращать до MX.
   Трассы мотокросса обычно довольно длинные (1.5-3 км) и включают природные препятствия с различными вариациями специально созданных трамплинов и прочих рукотворных элементов. В истории еще не встречались трассы, которые состояли бы из холмов и поворотов, без единого трамплина. Суперкросс, как разновидность мотокросса - это целиком рукотворная трасса, обычно небольшой длины с большим количеством трамплинов и поворотов, построеная на стадионах (иногда в закрытых помещениях).
   Из-за размера трассы, в мотокроссе обычно участвует 40 гонщиков, а в суперкроссе - около 25.
   Гонки бывают различные по длительности, обычно измеряются по времени плюс 1-2 круга. Гран При (GP) или Чемпиоант Америки (Pro AMA) проходят обычно в течении 30 минут + 2 круга. Любительские же гонки обычно занимают намного меньше, около 10 минут. Когда назначеное время наступает, человек на финише сигналит гонщикам что остался один (или два) круга, и потом гонка заканчивается взмахом клетчатого флага. Другие внедорожные разновидности, такие как Эндуро (почти то же самое что и мотокросс, только гонки проходят по большой природной трассе, и проходят намного дольше и на более высоких скоростях). Там устанавливается определенное количество кругов или просто максимальный лимит времени.
   Гонки проходят по заездам. Обычно гонка включает два заезда по итогам которых составляется финал.
  
   Кроссовые мотоциклы
   Мотоциклы для мотокросса обычно имеют двигатели объемом от 50cc до 550cc.
   Самое основное отличие в кроссовых мотоциклах имеют ли они двухтактный двигатель (2Т) или четырехтактный (4Т). До 1965г. все кроссовые мотоциклы были 4х тактные, но с развитием 2Т технологии дивгатели стали лучше и стали более популярны на спортивной арене в 70х, 80х и 90х.
   Двухтактный двигатель выдает больше мощности, чем четырехтактный такого же объема (cc), однако, горючее должно быть смешано с маслом. Четырехтактники продолжают использоваться профессиональными гонщиками, в основном в классе MX3. Из-за законов об охране окружающей среды, новое поколение 4х тактников появилось только в конце 90х, в виде Yamaha YZ400.
   С измением правил, теперь позволяющим четырехтакникам выступать на гонках в одном классе с двухтактниками меньшего объема (см. таблицу ниже), и увеличением мощности в новом поколении 4Т двигателей (они стали работать на более высоких оборотах, использовали укороченые поршневые шатуны, по сравнению с предыдущим поколением) спорт принял 4Т в свои объятия. Однако, до сих пор с каждым годом не утихают споры о том что же все таки лучше, а производители 4Т кроссовых мотоциклов стремяться сделать их еще лучше.
   Кроссовые мотоциклы имеют длинноходную подвеску, для осуществления больших прыжков и катания на большой скорости по различной местости. Такая подвеска превратила мотокросс из простого катания по сложным ландшафтам в то, что есть сейчас - безумные прыжки и огромные трамплины, которые раньше были невозможны.
   Чтобы снизить вес мотоцикла (обычно он колеблется от 80 до 120кг), такие вещи как спидометры, фары, подставки, электростартеры и т.п. были удалены со спортивных аппаратов. Так же, используются облегченные материалы, такие как алюминий, магний или их сплавы.
   Из-за особенностей трассы, райдеры проводят большое время стоя на подножках, и много работают коленями, чтобы поглощать неровности. Длинные, плоские сиденья были разработаны чтобы позволять гонщикам легко смещаться, правильно распределяя вес на поворотах и не отличаются особым комфортом.
   Обычно, кроссовые мотоциклы продаются в подготовленом или почти-подготовленом к гонкам состоянии. Однако, многие райдеры тюнингуют свои мотоциклы для увеличения мощности или просто чтобы сделать его более комфортным для себя.
  
   Производители кроссовых мотоциклов
   (список не полный)
  
   Текущие
  
   Основные:
   Honda (Япония)
   Kawasaki (Япония)
   KTM (Австрия)
   Suzuki (Япония)
   Yamaha (Япония)
   Пять перечисленных выше - это основные производители кроссовых мотоциклов.
  
   Небольшие:
   Aprilia (Италия)
   Gas Gas (Испания)
   Husaberg (Швеция)
   Husqvarna (Италия, ранее - Швеция)
   TM (Италия)
   Vertemati (Италия)
   VOR (Италия)
   Эти производители делят совсем небольшую долю рынка.
  
   Ранее:
   Эти производители делали кроссовые мотоциклы ранее, а сейчас уже не занимаются этим.
  
   BSA (Великобритания) - до 1970, потом продолжали под именем CCM
   Bultaco (Испания)
   Can-Am (Канада)
   Cannondale (теперь ATK) (США)
   CCM (Великобритания) - Собирали кроссовые мотоциклы на основе двигателей Rotax
   Cooper (Мексика)
   CZ (Чехословакия)
   DKW (Основана в Восточной Германии, воссоздана в Западной Германии, после Второй Мировой Войны)
   Greeves (Великобритания)
   Hodaka (Япония)
   Ossa (Испания)
   Maico (Западная Германия)
   Monark (Швеция)
   Montesa (Испания)
   Puch (Австрия)
   SWM (Италия)
   Zundapp (Западная Германия)
  
   Соревнования
   Цель гонки - проехать определенное количество кругов (от 3 до 7 для любителей, больше для профессионалов) или фиксированное количество времени (до 40 минут) первым. Гонки обычно проводятся в два этапа, по итогам которых считается сумма баллов и получается финальный результат. На сатарт выходят по несколько гонщиков.
   Мотокросс один из самых зрелищных видов спорта, где райдеры выполняют большие прыжки, проходят повороты будучи на волоске от падения...
   Последнее время, в спорте появились и подразновидности, такие как Суперкросс или Аренакросс (обе - мотокросс в закрытых помещениях), Фристайл (FMX) (трюки на мотоциклах), Супермото (мотард) (мотокросс по асфальтовым трассам) и винтаж мотокросс (соревнования на мотоциклах, созданых до 1975г.).
   Мотокроссом можно заниматься всю жизнь. Детские классы начинаются с 4х лет, на 50сс мотоциклах.
   Самыми известными в мире считаются две серии: в Америке - AMA Championship, так же известный как "Национальный Чемпионат (nationals)" и Чемпионат Мира по мотокроссу, известный так же как Гран При (Grand Prix).
   Cерия AMA Motocross Championshp обычно проходит с начала мая до середины августа, и состоит из 12 этапов на 12 трассах, в разных уголках Соединенных Штатов. Каждая гонка проводится по воскресеньям, в двух классах "Motocross" и "Motocross Lites". Каждая гонка состоит из двух заездов по 30 минут плюс два круга. В целом, один этап занимает 2 часа.
   Чемпионат Мира по мотокроссу проводится обычно в Европе, с несколькими "выездными" этапами в Южной Африке и Японии, но иногда и в Америке или других странах. Формат гонок такой же как и в AMA. Два класса: MX1 и MX2, по два заезда в каждом классе. Чемпионат Мира состоит из 16 или более этапов.
   Обе серии объединены гонкой Motocross Des Nations (MXDN) (обычно не переводят с французского, но это означает Мотокросс Наций). Формат таков, что гонщики представляют свою страну по командам, 3 человека в команде, каждый в своем классе - MX1, MX2 и "Открытый". Этап проводится в 3 заезда. Место проведения варьируется из года в год. Самые сильыне команды - США, Бельгия и Великобритания.
  
   Физические нагрузки
   Тем, кто не ездит на кроссовом мотоцикле, обычно не понимают насколько сильные физические нагрузки испытывают гонщики. Они почему-то думают что райдеры ничего не делают кроме как крутят руль и ручку газа, и считают что это то же самое, как и водить семейную машину.
   Мотокросс требует очень серьезной физической подготовки, в основном рук, плечей и выносливости в целом. Райдер (она) должен сохранять контроль над мотоциклом при максимально возможной скорости, при этом удерживая мотоцикл весом в 100кг, в котором обычно около 50 лошадиных сил. Руки и ноги гонщика во время езды постоянно находятся в движении, в борьбе за контроль и поглощают удары от мелких неровностей и больших прыжков, не считая возможных недолетов. В конце концов, профессиональные гонки длятся более получаса. Это настоящее испытание для гонщика.
   Национальный Институт Спорта и Здоровья в Инглвуд, Калифорния, проводил тесты нескольких профессиональных атлетов в начале 80х. Среди них были бегуны, мотокроссеры, регбисты, футболисты, и многие другие. Тесты показали что самые стрессовые нагрузки испытывают гонщики мотокросса, и они же имеют самый высокий уровень физической подготовки.
  
   Квадроциклы
   С 2002 г., Мотокросс на квадроциклах (ATV) начал бурный рост в США. Это был прямой результат вступления производителей в новый спорт. Прежде чем мы поговорим о текущем положении вещей в ATV-мотокроссе, мы должны понять прошлое. Гонки на квадроциклах начали провоится в середине 80х, когда Honda, Kawasaki, Suzuki и Yamaha выпустили новую линейку спортивных ATV, не нашедших популярности из-за публицкаций в прессе об опасности этих средств передвижения. С этого времени и до конца 90х, сторонние комании поддерживали этот спорт, но на довольно низком уровне. Гонщики собирали дорогие, кастомные квадроциклы из запчастей различных производителей, таких как Laeger's, Walsh Race Craft и Lonestar Racing. Двигатель ставили от стареньких (86-89) Honda TRX250R. Сторонние компании выпускали и запчасти для этого двигателя. Такие компании как Curtis Sparks Racing Engines, Baldwin Motorsports и Hinson Racing делали клоны и запчасти известного двигателя. Со временем, доработки подвески позволили квадроциклам соревноваться с кроссовыми мотоциклами в прыжках. Компании PEP и Custom Axis делали специальные длинноходные амортизаторы и линки для них, которые выдерживали самые жесткие приземления.
   Однако, скажем честно, нужно было потратить до $20,000 чтобы собрать нормальный квадроцикл для участия в гонках. В конце 90х правила изменились, и позволили гонщикам использовать двигатели с кроссовых мотоциклов в комбинации со специальными рамами. Эра четырехтактных квадроциклов началась с Гарольда Гудмана, который выиграл национальный чемпионат на четырехтакном кастомном ATV с мотором от YZ400F. Скоро гибридные машины стали обычным явлением на трассах.
   Производители стали уделять больше внимания рынку квадроцицлов, и в 1999г. Honda выпускает четырехтактный TRX400EX. Он был не такой мощный, как кастомные гибриды, но шаг был сделан. В 2001 г., Cannondale вошел на рынок квадроциклов и создал рейсинговую команду, в партнерства с Nac's Racing. Однако, история Cannondale была короткой, и компания объявила банкротство в 2002 г. В 2003 Suzuki выпускает LT-Z400, с жидкостным охлаждением и четырехтактным мотором. В этом же году, ATVA вводит специальный класс "Стоковые квадроциклы" на национальных соревнованиях. Традиционный "Про" класс позволяет участвовать двухтакникам и гибридам. Много райдеров участвуют в обеих классах, но основным по прежнему считается Про класс.
   В конце 2003 г., Yamaha презентует YFZ450 в модельной линейке 2004 года. Этот квадроцикл является первым представителем профессионального спортивного ATV, который позиционируется как чисто гоночный аппарат. Он не был таким широким, как другие, на нем не было длинноходной подвески, но был отличный четырехтактный двигаетль, аналог кроссовых. Это был первый стоковый квадроцикл с регулируемой передней подвеской. Следом за Yamaha, Honda так же объявляет новый квадроцикл в 2004 году - TRX450R, так же нацеленый на профессиональный спорт.
   Сезон 2004 в мотокроссе на квадроциклах был одним из самых активных за последние 15 лет. Suzuki взяла в команду Дуга Гаста, Honda - Тима Фарра а Yamaha предложила спонсорство Корри Эллису.
   Это был первый раз с 1986 года, когда компании спонсировали райдеров. Этот сезон стал удачным для Suzuki, их гонщик выиграл Чемпионат.
   В 2005 году Suzuki взяла в команду еще одного гонщика, Джереми Джонса. В этом году победа в Чмпионате досталась гонщику Honda Джону Натали. Сезон 2005 доказал что производители будут и дальше поддерживать мотокросс на квадроциклах. С осознанием этого, на рынок стали выходить и более мелкие компании, предлагающие тюнинг и запчасти.
   Летом 2005, Suzuki анонсировала новую модель LT-R450. Этот спортивный квадроцикл был самым продвинутым и максимально готовым к ATV-мотокроссу. На него было установлено электронное зажигание, продвинутый четырехтактный двигатель и отличная подвеска с 10 дюймами хода.
  
   Мотокросс с колясками
   Мотокросс с колясками появился где-то в 50ых, но не имел популярности до начала 90ых. Этот вид наиболее популярен в Европе, с небольшим количеством участников из США, Новой Зеландии и Австралии.
   Кроссовый мотоцкл с коляской отличается от обычного только рамой, к которой сбоку приделана плоская платформа и специальная ручка. Пассажир балансирует мотоцикл в качестве противовеса, на поворотах и прыжках. Гонки проводятся на обычноых кроссовых трассах. Мотокросс с колясками требует высокой выносливости, особенно у пассажира.
   Основные производителя рам сегодня VMC, BSU, AYR, EML и Woodenleg. Можно использовать обычные двигатели, но есть специальные производители двигателей: Zabel (Германия) и MTH (Австрия). Четырехтактные двигатели производит KTM (Австрия).
  
   Мотофристайл
   Фристайл мотокросс (FMX), относительно новый спорт. Суть заключается в исполнении трюков во время прыжков на кроссовом мотоцикле. Победитель выбирается группой судей. Райдеры оцениваются по стилю, сложности трюка, лучшего использования трассы и реакции толпы.
   Например, backflip (обратное сальто), впервые сделал Кэри Харт на специальном земляном трамплине, с использованием 250сс мотоцикла. Вскоре после этого, Майк Метцгер сделал этот трюк на стандартной фристайловой рампе с земляным приземлением. Некоторые считают, что самый сложный когда либо сделаный трюк это body viral 360. Этот трюк, так же именуемый Carolla был исполнен Чаком Каротерсом на X Games 2004. До этого, backflip 360 (off-axis backflip) считался самым сложным. Новый уровень во фристайл принес Трэвис Пастрана. В 2005 году он первым сделал double backflip, на X Games 2006.
  
   Минибайки (Пит-байки)
   Последнее сумасшествие, когда взрослые ездят на маленьких (50сс) мотоциклах, называется минибайки или пит-байки. Раньше, взрослые люди для фана катались в мини-дерт парках (pits - отсюда и название: пит-байк). Постепенно люди стали гоняться друг против друга. Эти недорогие минибайки изначально созданые для детей, переделываются во взрослые пит-байки установкой более высоких рулей, улучшением подвески, выхлопа, пластика. Так же, среди "улучшений" - расточеные двигатели 75-147сс и усиленые рамы. Нет стандартного определения, что считать пит-байком, но обычные требования - 12" переднее и 10" заднее колеса. Никто из "большой пятерки" (Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki, KTM) пока не предлагает готовых пит-байков, однако, некоторые компании продают именно пит- модели. Например, Pitster Pro, SDG, и Sikk MX. Увлечение минибайками зародилось в Южной Калифорнии, но стало быстро набирать популярность в других частях США и по всему миру. Гонки на пит-байках проводятся на коротких трассах, по аналогиии с мини-мото, картингом и пр. Гонщики используют мотокроссовую или стритовую экипировку.
  
   Супермото (Мотард)
   Супермото - недавнее изобретение в гоночном мире мотокросса. Это гонки по асфальтовой или бетонной трассе, с "дорожными" покрышками. Некоторые трассы насыщены прыжками, двойными и тройными трамплинами, как в мотокроссе. Для особенных событий, трасса может включать металические рампы. Гонки супермото могут проходить на измененных трассах картинга, трассах шоссейных гонок или даже на уличных просторах. Есть так же детский класс - 85сс.
  
 
   Статья взята с сайта: www.ridemx.ru
  
Обсудите эту статью на нашем форуме: www.ostashovo.flyfolder.ru
На главную страницу: www.ostashovo.narod.ru
 
Хостинг от uCoz