ВОСТОЧНАЯ (ТУРЕЦКАЯ) БАНЯ.
Традиции восточных бань, или как их зачастую называют - турецких, уходят своими корнями в глубь веков. Недалеко от турецкого города Пергам сохранились развалины терм, остатки бассейнов, различных ванн. У восточных бань очень много с римскими термами, ведь арабы переняли обычай ходит в баню от римлян. Сами арабы называют эту баню хаммам (от арабского - "распространяющий тепло"). До их появления жители Востока использовали для мытья только проточную воду, так как мытье в ваннах или в бассейнах считалось мытьем в собственной грязи. Массовое распространение восточные бани получили после того, как Пророк Мухаммед, считая, что тепло хаммама увеличивает плодовитость и, соответственно увеличивает количество почитателей ислама. Естественно, что впоследствии хаммамы стали неотъемлемой частью религии.
Основой философии хаммама стало физическое и духовное очищение. В отличие от римских терм, в восточных банях полностью отсутствовали физические и умственные развлечения. Единственно, что осталось - это массаж.
Так как ислам является распространенной религией, то и восточные бани получили большое распространение, особенно на Востоке. В настоящее время турецкие бани существуют практически по всему миру. Немало способствует этому развитие туризма. Сейчас на многих мировых курортах турецкая баня является неотъемлемым атрибутом здорового и полезного времяпрепровождения.
В связи с тем, что баня пришла в арабский мир из Рима, то архитектура восточных бань мало чем отличается от римских терм, только хаммамы меньше и скромнее.
По своей конфигурации они напоминают ладонь с пятью пальцами, каждый из которых является парной комнатой. Так же, как и в римских термах, восточные бани имели полы с подогревом. Начинали банную процедуру с раздевальной комнаты, по сути - предбанника, в которой поддерживалась температура 28 - 34 градуса. Здесь разогревались перед тем, как перейти в более горячие помещения. Из предбанника любители пара попадали в довольно просторное помещение, в котором находятся так называемые супа ("плоский камень") - каменные лежанки. Турки называют их чебек-таши ("камень для живота"). Одна из любимых поговорок турок отображает их суть - "Пусть чебек всегда будет горячим". Из этого помещения проходили в парные комнаты, температура в которых различна - как правило, от 70 до 100 градусов и сюда же возвращались отдохнуть. Лежа на горячем чебек-таши продолжали потеть или, как говорили в старину "очищали тело и душу от злых духов и словно снова рождались на свет". Немного отдохнув, прибегали к услугам массажистов. Начинали массаж, как правило, с головы - лоб, виски, скулы, после чего переходили к шее, а затем к плечам и далее вниз - к ногам. Со стороны может показаться, что массажист бьет клиента - то ударит кулаком, то схватит за руку или за ногу и начинает их выкручивать, то садится на него верхом, то начинает топтать ногами. На самом деле клиент получал бесконечное удовольствие от такого массажа, так как все тело освобождалось от усталости, мышцы становились гибкими, настроение - лучше некуда.
После массажа начиналось мытье. Изначально намыливались мочалкой, смоченной в мыльной воде - чтобы она оставалась довольно жесткой. Мочалки делались из различных материалов - конского волоса, кокосовой щетины, финиковых тычинок. При помощи такой жесткой мочалки с распаренного, промассированного тела снимали ороговевший поверхностный слой кожи. После этого мылись с мылом, заранее разведенном в специальном пузыре, но без мочалки. По окончании мытья, как правило, окунались в бассейны - неглубокие, с различной температурой.
Заканчивалась процедура посещения бани в кейфе (комнате отдыха), где посетителям предлагали чай, кофе.
|