История деревни Осташово

 
   Осташово – небольшая деревня в Воскресенском районе Московской области (вообще-то, Осташово правильней называть селом). Когда была основана деревня, я сказать точно не могу, но с уверенностью можно утверждать, что она существует уже более 300 лет. Об этом говорит тот факт, что в 1763 году в Осташове был построен храм, а это значит, что деревня тогда уже существовала.
Старая карта   Осташово, относящаяся раньше к Бронницкому уезду Устьмерской волости, было расположено как бы в центре местного старообрядческого края: с одной стороны Хорлово, Климово, Игнатьево, с другой – Берендино, Усадищи, Кладьково, Кельино. Сейчас многих из этих деревень уже не существует, а Осташово осталось. На рисунке права представлена старая, ещё советских времён, карта. Деревни Шуклино теперь нет, на том месте сейчас поле. Анфалово тоже исчезло, теперь здесь Московские сады.
   Неслучайно Осташово стояло на перепутье дорог, среди старообрядческих поселений Осташово – единственное село, здесь находилась Владимирская церковь господствующего вероисповедания, и с давних времён была вотчина князя Григория Шаховского, построившего каменный храм и прожившего последние дни в Осташово.
   Раньше село называлось Остошово (все гласные буквы – «о»), но потом, видимо, для удобства произношения, среднюю гласную букву изменили на «а». Сейчас на многих картах и в документах наше село называют Осташево, что в корне не верно. Правильно – ОсташОво, с ударением на третий слог. Название своё село получило, как считают старожилы, от слова «останавливаться». С давних времён в Осташове имелось четыре постоялых двора, где путники могли остановиться, отдохнуть, переночевать. Через село проходило много люда, особенно осенью из села Гуслицы (Ильинский погост) и других мест – крестьяне отправлялись на заработки в Москву. Весной они возвращались назад в родные края и снова шли через Осташово, останавливались в трактирах, делились впечатлениями. Тогда и была придумана чисто осташовская пословица: «на Евдакеи потекли с Москвы лакеи.»
   Было в Осташове «своё дело» - выращивание огурцов, за что жители села и получили прозвище – «огуречники».
   В начале XX в. Осташово было окружено дремучими, девственными лесами. Крестьянские избы стояли очень близко друг к другу, из-за чего в случае пожаров выгорало по пол-деревни. А пожары были довольно частыми. Например, как мне рассказывает моя бабушка – Иванова Наталья Ивановна, в своё время сгорел почти весь Холодный конец (концами по старинке назывались, и называются до сих пор улицы в Осташове). Опепелённая береста долетала до соседнего Климова. Народ бросил тушить свои дома и всеми силами отстоял недавно построенную деревянную староверческую церковь. Моя бабушка тогда жила в соседней деревне Берендино, и она рассказывала, как отменили занятия в школе и они вместе с учительницей побежали в Осташово смотреть на пожар. Но этот пожар был далеко не единственным. На прямом Московском (Андроновом) конце тоже сгорело несколько домов, теперь на этом месте стоит дом Ивана Габдулина и ещё несколько участков. Пожары, к сожалению, не редкость и в наши дни. Правда, теперь они не столь катастрофичны (спасибо вовремя прибывающей пожарной бригаде).
   После князя Шаховского наша деревня и усадьба принадлежала княгине А.П. Голицыной. К юго-западу от храма и по сей день находятся остатки усадебного регулярного парка, называемого ныне «Липовый сад». В углу сада стоял деревянный барский дом, потом он был разобран, сохранилась лишь беседка, стоявшая до 1930 г. Сад был огорожен забором. Неподалёку находились (и находятся) пруды – Верхний и Нижний. Они были вырыты руками крепостных, которых за провинности пороли по субботам. Говорят, что крепостные за неповиновение рыли их деревянными ложками, но, на мой взгляд, это скорее похоже на фантастику. Достаточно хотя бы раз взглянуть на Нижний пруд, площадь которого составляет примерно 6000 кв.м., чтобы убедиться, что это невозможно. Не говоря уже о Верхнем пруде, который раза в три больше нижнего. Правда, скорее всего Верхний пруд был вырыт позже, а до того на том месте текла речка Голубка (пруды до сих пор проточные).
   В Осташово был развит кустарный промысел – изготовление роговых пуговиц. Пуговичные мастерские держали: Снегирев, Афанасий Золин, лучший трактир и постоялый двор имели Зверевы.
   До основания колхозов осташовцы почти все, кроме ленивых, имели по две лошади, по две коровы, по 25 овец. Большая семья Занозиных занималась изготовлением домашней колбасы, для изготовления которой скупали крупный рогатый скот, за что получили прозвище «колбасники».
   Коллективизация пагубно сказалась на жизни села. С введением колхозов пошла череда раскулачиваний. Пытались раскулачить и моего прапрадеда – Осипова Савелия Ивановича. Но когда пришли к нему домой, посмотрели – стены не крашены, всё по простому… И передумали.
   Но не будем о грустном. В престольные праздники: Владимирская (3 июня) и Крещение Господне, в деревне было много гостей. У каждого дома лошадка, а то и две. Приезжали ярмарка, карусель, устраивали всевозможные розыгрыши. За три дня перед праздником открывалась торговля в Липовом саду, и так было до 1939 года. На Крещение устраивали гуляние по прямому (Андронову, Московскому) концу, под Берендино. Утром после моления шли на иордань святить воду в своём пруду (Верхнем), а господствующие святили в соседнем (Нижнем). Пруды отделял небольшой мостик.
   Кладбище в давние времена находилось возле «православного» храма. Однажды старообрядцы Осташово, Анфалово, Шуклино, Берендино, Хорлово обратились к барыне (на сколько я понимаю, это была княгиня Голицына) с просьбой выделить им под кладбище землю, что барыня и исполнила. Кладбище поделено на «православное» и старообрядческое, отделяющиеся рвом (всё это сохранилось до сих пор).
   В советские времена в Осташове был свой коровник. Он находился на окраине, недалеко от кладбища. Была также начальная школа. Потом и коровник, и школу снесли.

В статье использованы материалы книги Д.Е. Боярского и С.С. Михайлова
"Старообрядческие храмы и общества восточной части Воскресенского района"
и воспоминания жительницы деревни Осташово Ивановой Натальи Ивановны.
Огромное спасибо за предоставленную книгу Щедрякову Лидию Ивановну.
Автор статьи - А.И. Фомичёв.

 
Хостинг от uCoz