Квадроциклы

 
 

   ЧТО ТАКОЕ КВАДРОЦИКЛ (ATV)?

   Аббревиатура ATV буквально расшифровывается как All Terrain Vehicle, что в вольном переводе на русский означает "транспортное средство для езды по бездорожью". В нашей стране ATV называют по-разному - мотовездеходами, четырехколесниками или квадроциклами.
   Самое широкое распространение ATV получили, как ни странно, в США. Казалось бы, у них там на любой, самой захудалой ферме, дороги такие, что можно на Кадиллаке раскатывать, так нет же, зачем-то еще покупают себе ATV. Конечно же, американцы покупают мотовездеходы не для повседневных поездок и даже не для работы на своих приусадебных участках. Для большинства из них ATV - это, в первую очередь, прекрасное средство активного отдыха. Ведь даже в Америке еще не вся свободная земная поверхность застроена небоскребами. Остались уголки живой природы, куда не успела докатиться цивилизация, где нет асфальтовых дорог, а есть только лес или скалы. В такие места, если это, конечно не заповедники или национальные парки, люди выезжают, чтобы поохотиться, порыбачить или просто попутешествовать в свое удовольствие, а поскольку пешком ходить американцы не любят (сказывается поголовная автомобилизация всего населения), ATV приходятся как нельзя более к месту. С одной стороны, они обладают исключительно высокой проходимостью, которая недоступна ни одному автомобилю или мотоциклу, а с другой - водитель ATV не обделен комфортом, уровень которого, конечно, ниже, чем в автомобиле, но достаточен для получения максимума удовольствия от поездки.

   * Российский рынок ATV
   Казалось бы, именно у нас, в стране, где дорог нет даже во многих населенных пунктах, а те, которые есть, находятся в таком состоянии, что лучше бы их не было, люди должны в первую очередь обратить внимание на мотовездеходы. Но до недавнего времени о существовании ATV у нас практически никто не подозревал. Отечественная промышленность делала робкие попытки производства четырех- или даже трехколесных самодвижущихся экипажей (другого названия для них, пожалуй и не подберешь), которые конструировались, в основном, на базе мотоциклов и не отличались ни надежностью, ни хорошей проходимостью.
   Сравнительно недавно на нашем рынке стали появляться импортные мотовездеходы. Все ведущие мировые производители этой техники, а это YAMAHA, HONDA, ARCTIC CAT, POLARIS, SUZUKI и KAWASAKI, постарались представить эту технику на российском рынке, как через "серых", так и через официальных дилеров. Поначалу отечественные покупатели с некоторым недоверием отнеслись к новой технике, но постепенно, с пониманием всех уникальных внедорожных свойств мотовездеходов, они становятся все более популярными.

   * На какого же покупателя ориентируются продавцы ATV в России?
   В первую очередь - на достаточно состоятельных граждан, которые приобретают вездеход для дачи. Квадроцикл - прекрасное транспортное средство для поездки на охоту, на рыбалку или просто для прогулки на природе, причем наездник может практически не беспокоиться о выборе дороги. ATV проедет практически везде, независимо от того, какое на дворе время года. Помимо того, что ATV позволяет любоваться окружающей природой, он способен доставить водителю также огромное удовольствие от активной езды, так как большинство вездеходов оснащается достаточно мощными двигателями, позволяющими разгоняться до впечатляющих скоростей (для большинства ATV скорость в 100 км/ч не является пределом). Мотовездеходы могут использоваться не только как средство передвижения. В качестве дополнительного оборудования к ним поставляются лебедки, бульдозерные ножи, прицепы и масса другого оборудования, которое позволяет использовать их для работы на приусадебных участках и перевозки грузов.
   Вторая категория людей, покупающих ATV - это фермеры и другие люди, которым вездеходы необходимы для работы. Их, в первую очередь, привлекают незаурядные внедорожные качества мотовездеходов, которые позволяют им, например, буксировать прицеп по полному бездорожью.
   Третья категория покупателей ATV - это мотоспортсмены, которые покупают самые мощные, спортивные версии вездеходов для экстремальной, скоростной езды по самому крутому бездорожью.

   * Как все устроено?
   Для того, чтобы не совершить ошибки при покупке ATV, мы постараемся привести здесь элементарные сведения об их конструкции.
   Двигатель на большинстве мотовездеходов - четырехтактный. В зависимости от предполагаемых режимов работы система охлаждения может быть воздушной или жидкостной. Воздушная система охлаждения достаточно неплохо справляется со своими функциями, если двигатель не приходится эксплуатировать в предельных режимах в течение длительного времени. Если вы предполагаете использовать вездеход для длительной езды по грязи или крутым склонам, либо для буксировки тяжелых грузов, то следует подумать о покупке ATV с двигателем, имеющим жидкостное охлаждение. Помимо мощности двигателя, важной характеристикой является также величина крутящего момента, т.е. усилия, которое передается на ведущие колеса. Если максимум крутящего момента приходится на среднюю часть диапазона оборотов двигателя, то ATV хорошо подходит для спокойной и плавной езды и буксировки прицепа. Если же максимум крутящего момента достигается при оборотах, близких к максимальным, то это - спортивный вездеход, для интенсивного разгона которого нужно на каждой передаче максимально "крутить" двигатель.
   Трансмиссия у большинства ATV - механическая, пяти- или шестиступенчатая. Схема переключения передач здесь близка к мотоциклетной. Для того, чтобы переключиться, нужно сбросить газ, выжать сцепление на руле и переключить передачу с помощью ножной педали. Мотовездеходы фирмы POLARIS, а также некоторые модели других производителей оснащаются автоматическим бесступенчатым клиноременным вариатором (как в снегоходах), который позволяет изменять передаточное отношение между двигателем и ходовыми элементами не дискретно, как в вездеходах с механической трансмиссией, а плавно, за счет постепенного перемещения вариаторного ремня между двумя дисками ведущего шкива и двумя дисками ведомого. Вариатор можно настраивать под соответствующий стиль езды - спокойный или спортивный. В первом случае сцепление будет автоматически включаться при небольших оборотах двигателя, обеспечивая плавное трогание с места и разгон. Во втором случае сцепление включается при оборотах, близких к максимальным, и машина резко стартует, разгоняясь с максимальным ускорением. Такая конструкция трансмиссии имеет как свои плюсы, так и минусы. Плюсы заключаются в том, что водитель не должен заботиться о выключении сцепления и переключении передач. Минус данного типа трансмиссии - невозможность изменить стиль езды во время поездки. Настройка вариатора требует определенного времени и наличия инструментов. Кроме того, ремень вариатора, даже при аккуратной езде, необходимо менять достаточно часто.
   ATV могут иметь одну или две ведущих оси (исключение составляют вездеходы POLARIS BIG BOSS и MAGNUM, которые имеют три ведущих моста). Заднеприводные ATV обычно отличаются несколько худшей проходимостью, но лучшей управляемостью при езде по дорогам общего пользования, более высокой надежностью и меньшей стоимостью, чем полноприводные модификации. В полноприводных ATV передний привод может быть включен постоянно, или иметь возможность отключения с рабочего места водителя. Для повышения проходимости полноприводных мотовездеходов, дифференциал в переднем мосту может блокироваться, как во внедорожных автомобилях, либо вообще отсутствовать. Отсутствие дифференциала положительно сказывается на проходимости ATV, поскольку позволяет избежать пробуксовки в ситуациях, когда одно из колес имеет надежный контакт с почвой, а второе проскальзывает. С другой стороны, отсутствие дифференциала отрицательно влияет на управляемость машины, поэтому скоростная езда на вездеходе с заблокированным или отсутствующим межколесным дифференциалом нежелательна.
   Передняя подвеска практически во всех вездеходах - независимая, на поперечных рычагах. Большинство ATV имеют заднюю подвеску маятникового типа с жестко закрепленной неразрезной осью и одним центральным амортизатором, однако некоторые вездеходы оснащаются полунезависимой задней подвеской, когда задняя ось имеет возможность перекоса относительно корпуса или независимой подвеской, когда задние колеса не имеют непосредственной жесткой связи друг с другом. Естественно, ATV с полунезависимой или независимой задней подвеской обладают лучшей проходимостью за счет лучшего контакта колес с поверхностью.
   Практически все ATV оснащены электростартером для запуска двигателя (исключение составляют спортивные мотовездеходы, где идет борьба за каждый лишний килограмм).

   * ATV бывают разные
   Если вы задумались над покупкой ATV, вам нужно четко представлять, для чего он, в основном, будет использоваться.
   Если ATV нужен для работы - перевозки грузов, расчистки дачного участка и т.д., то вам подойдет утилитарный вездеход. Утилитарные ATV отличаются достаточно мощными тяговитыми двигателями, максимум крутящего момента которых достигается при сравнительно невысоких оборотах двигателя. В качестве дополнения к утилитарным ATV обычно предлагается масса различного навесного оборудования.
   Если ATV вы предполагаете использовать для прогулок, поездку на охоту или рыбалку, а также изредка для хозяйственных работ, то вам подойдут спортивно-утилитарные или туристические машины. Эти ATV имеют самый высокий уровень комфорта, мощные двигатели и подвески, рассчитанные на комфортабельную, но скоростную езду. При необходимости такие вездеходы могут принять на борт некоторое количество груза или буксировать прицеп.
   Для тех кто не знает, что такое спокойная, неторопливая езда, у кого вместо крови в жилах течет 95-й бензин, а вместо сердца - соответственно пламенный мотор, производятся специальные спортивные внедорожники. Уровень комфорта у таких ATV - минимальный, но тех, кто гоняет по бездорожью на запредельных скоростях, прыгает с трамплина и участвует в соревнованиях по мотокроссу, обычно мало волнуют такие вещи, как слишком жесткие амортизаторы, или отсутствие электростартера.
   Особняком стоят детские ATV. Они обычно рассчитаны на детей в возрасте от 12 до 15 лет и, соответственно, на нагрузку до 60 кг. Мощности двигателей детских ATV искусственно ограничивают (например, ставят специальную заслонку на карбюраторе) для того, чтобы снизить максимальную скорость до безопасных пределов.

   * ЧТО ПОЧЕМ?
   Следует признать, что езда на ATV - недешевое удовольствие, поскольку "взрослую" машину импортного производства вряд ли удастся купить дешевле СРЕДНЯЯ ЦЕНА ПО МОСКВЕ: $6000. Казалось бы, такая ситуация должна подхлестнуть отечественного производителя, продукция которого могла бы найти реальный спрос у населения, но ожидаемого роста производства отечественных ATV почему-то не происходит. Единственный серийный отечественный четырехколесник выпускается сейчас в Коврове на Заводе имени Дегтярева. Производство снегохода "Рысь", который выпускался на Тутаевском Машиностроительном Заводе и больше других напоминал нормальный импортный ATV, по каким-то причинам прекращено.

   * БЕЗОПАСНОСТЬ!
   Для езды на ATV не требуется наличие водительского удостоверения, но это не значит, что для управления мотовездеходом не нужны никакие навыки. Мы рекомендуем вам потренироваться и как следует освоиться с управлением мотовездеходом, прежде чем отправляться в дальнюю поездку. ATV в нашей стране нельзя зарегистрировать, поэтому на них нельзя ездить по дорогам общего пользования. В целях вашей безопасности рекомендуем ездить только в защитном шлеме, а лучше, еще и в специальном комбинезоне. То, что в лесу нет гаишников, не означает, что на ATV можно ездить под градусом. В лесу полно деревьев, которые могут представлять гораздо большую опасность для пьяного водителя, чем самый злобный и несговорчивый инспектор ГИБДД.

   Взято тут: WWW.JOYRiDE.RU

 
 
Хостинг от uCoz