Немного истории

 
 
   ИСТОРИЯ РУССКОЙ БАНИ.
   История русской бани уходит корнями в седую древность.
   Из описаний Геродота, можно узнать о том, что скифы, жившие на Украине в древние времена, пользовались баней. Они устанавливали три жерди, наклоненные верхними концами друг к другу, и обтягивали их войлоком. Потом бросали в чан, поставленный посредине этой хижины, раскаленные докрасна камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскаленные камни. От этого поднимался такой сильный жар, что, по словам Геродота, "никакая эллинская баня не сравнится с ней, наслаждаясь ею скифы вопили от удовольствия. Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая воды, куски кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали все тело, а когда смывали этот слой, оно становилось чистым и блестело".
   Баня упоминается в восточнославянских мифах: ее почитали даже боги и с баней связывалось происхождение человека.
   О русской бане упоминается в летописях X - XII веков. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. В Древней Руси побежденные племена даже платили дань березовыми вениками.
   Есть упоминание о бане и у Нестора в его "Повести временных лет". Апостол Андрей, путешествуя по разным странам, увидел в Великом Новгороде деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками и под конец обливались холодной водой: "Видел бани древены: И как нажарят их румяно,от одежд сволокутся и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье".
   Упоминает Нестор и о походе князя Олега в Константинополь. В договоре с Византией говорится о праве русичей пользоваться местными банями: "и да творят мовь елико хотят".
   В X веке в Киево-Печерском монастыре монахи, прознав о пользе бани из древних книг, собранных в библиотеке, стали устраивать бани для лечебных целей, но на русский манер. В уставе великого князя Владимира бани именовались заведениями для немогущих.
   В XVII веке немецкий ученый Адам Олеарий пишет, что "в России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань. Русские могут выносить чрезвычайный жар. Ложась на банных полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог вынести. От такого жару русские делаются красные и обливаются холодной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова входят в жаркую баню. Такая перемена противоположных деятелей благоприятствует их здоровью". Видимо отсюда и пошла поговорка: "Что русскому хорошо, то немцу - смерть!".
   Активным почитателем русской бани был Петр I. Когда в 1703 году был основан Петербург, было разрешено строить бани всем желающим и за постройку не бралось никаких пошлин.
   Баням на Руси всегда придавали лечебный характер. В 1733 году в Москве было выдано разрешение на постройку лечебной бани. Хозяина этого заведения обязывали "цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило". Так как баня была лечебной, то запрещалось держать горячительные напитки.
   Как правило, бани стоились из бревен, уложенных друг на друга, зазоры между которыми были и проконопачены мхом. Изначально все они топились "по-черному", то есть печка была установлена прямо в парной и дым выходил прямо в помещение. Поэтому стены в такой бане были закопчены, отсюда и пошло название "по-черному".
   Устройство русской бани разительно отличается от римских терм. Во-первых русская баня всегда делалась из дерева и была лишена всевозможных роскошеств и излишеств. Все было подчинено только одному - оздоровлению. Во-вторых, баня имела только два помещения - предбанник, в котором раздевались и отдыхали в перерывах между заходами в парную, и сама парная. Строили такие бани без чертежей - все держали в голове, а искусство постройки бани передавалось по наследству. Немаловажным при постройке бани был выбор места для бани. Где попало наши предки баню не строили, а к выбору места подходили с такой же скрупулезностью, с какой подходили к выбору места для церкви.
   В отличие от римских терм, где были комнаты с различной температурой, в русской бане постепенность прогревания достигалась тем, что в парной было устроено несколько полков на разной высоте. Таким образом достигалась разность температур - чем выше, тем жарче.
   Нагревалась парная при помощи печки, в которую укладывались камни, отсюда она и получила свое название - каменка. Для нагревания воды пользовались различными способами. В старину просто кидали раскаленные камни в бочки с водой. Позднее для нагрева воды вделывали в банную печь чугунный котел. Вода нагревалась в течение всего времени, пока топили печь и клубы пара, поднимавшиеся от закипевшей воды, окутывали всю парную.
   Там, где не было бань, для этих целей использовали обычную печь, которая отапливала дом и в которой готовили. В горло печи укладывалась широкая доска, которую покрывали соломой. Затем аккуратно, чтобы не обжечься и не вымазаться об стенки печи пролазили по этой доске до конца и там аккуратно на нее ложились. Вход в горло закрывали заслонкой. Веником, конечно не очень то и помашешь в такой парной, но зато "дешево и сердито". Когда на стенки такой парной плескали воду поднимался ни с чем не сравнимый ароматный, душистый пар, несущий в себе запах свежеиспеченного хлеба. При помощи такой бани парили и немощных стариков: укладывали их на доску и задвигали в печь, прям как будто хлеб пекли.
   Основным атрибутом русской бани всегда был веник. Без него в баню никогда не ходили. Существует великое множество веников: березовый, дубовые и еще много других, но более подробно о вениках и "с чем их едят" мы расскажем Вам в другом разделе нашего сайта - "Заготавливаем веники."
 
Хостинг от uCoz