Немного истории

 
 
   РУССКАЯ БАНЯ В НАРОДНЫХ ПРЕДАНИЯХ
   Баня в народных верованиях - нечистое место, где обитали демонические существа; локус, где совершались некоторые семейные ритуалы и гадания.
  
   Баня для мертвых. Поминальные обычаи включали подготовку бани в ожидании прихода умерших родственников. В Великий четверг топили баню, грели воду, оставляя чистое белье, полотенце, обрядовый хлеб и другую пищу, произносили пригласительные формулы, адресованные душам предков, кланялись и уходили в дом; утром по следам, оставленным на рассыпанном пепле, определяли, были ли мертвые в бане. В некоторых местах баню для мертвых устраивали также и в другие календарные дни: накануне Троицы, в понедельник Фоминой недели, накануне 40-го дня после смерти хозяина.
  
   Свадебная баня включает два вида ритуалов: подвенечная баня невесты, которая устраивалась накануне свадьбы перед девичником, и мытье молодоженов утром на второй день свадьбы. Баня невесты оформлялась как сложный обряд с большим количеством участников. Топили баню подруги невесты, при этом они гадали о нраве жениха по характеру звуков, которые издавали раскаленные камни, опускаемые в воду. Поскольку обрядовая баня осмыслялась как прощание невесты со своим девичеством и волей, по дороге в баню невеста причитала. Во время мытья девушки хлестали друг друга вениками, при этом считалось, что та из подруг выйдет замуж раньше всех, кого невеста ударит веником первой. Второй вид свадебной бани - раздельное мытье молодоженов после брачной ночи. В Домострое (XVI в.) упомянута баня жениха, новобрачную "в мыльню не водят", а умывают в сеннике (Домострой: 98). Во время мытья новобрачных гости шумели и громко кричали, стоя возле бани, чтобы отогнать злых духов.
  
   Баня рожениц. На Русском Севере и частично в Белоруссии баня служила также местом изоляции роженицы на время родов и в послеродовой период. Перед началом родов баню растапливали. Вместе с роженицей приходила в баню повитуха, которая гасила четыре раскаленных камешка в воде, а затем бросала их в углы со словами: "Этот камушек в уголок - черту в лоб!". После родов роженица могла оставаться в бане еще от трех до семи дней.
  
   Поверья о бане как о месте контактов с нечистой силой определяли особый характер отношения к ней. Перед входом в баню крестились (но не в самой бане!). В бане следовало вести себя осторожно: нельзя было громко говорить, смеяться, хвастаться. В баню не вносили икон, нельзя было входить в баню в праздничные дни. Баня считалась самым подходящим местом для колдовства, магии, гаданий, сделок с чертом и т.д. Так, чтобы стать колдуном, следовало пойти в баню и там отречься от Бога (снимали крест, клали его под пятку, произносили приговоры. На месте развалившейся бани нельзя было строить дом. Вся банная утварь (ведра, веники) тоже считалась нечистой, ее нельзя было вносить в дом.
  
   Баня была также традиционным местом девичьих гаданий. Девушки бегали поздно вечером к двери бани или приближались в бане к челу каменки, совали руку в дымник или, повернувшись к двери задом, задирали подол в ожидании знака от банника: если он прикоснется к заду голой рукой, это сулило бедного жениха, а если мохнатой - богатого.
  
   Статья взята с сайта www.peterlife.ru
   Обсудите эту статью на нашем форуме: www.ostashovo.flyfolder.ru
   На главную страницу: www.ostashovo.narod.ru
 
Хостинг от uCoz